Европейские средневолновые передатчики замолкают. 1 апреля BBC отключила девять передатчиков, которые ранее транслировали BBC Radio 4 в AM (на средних волнах - прим. перев.) на всю страну. С января 2018 года британский общественный вещатель начал отключать AM-передатчики для своих местных станций. В перспективе он планирует полностью отказаться от этого диапазона не позднее 2027 года.

Эта тенденция касается не только BBC. В последние годы британские коммерческие вещатели также отключают AM-передатчики. В случае с Bauer Media не осталось ни одного работающего АМ-передатчика.

Великобритания - последняя крепость АМ-вещания в Европе. За последние 15 лет многие другие страны отключили свои последние АМ-передатчики: Австрия (в 2008 году), Швейцария (2010), Ирландия (2012), Германия (2015), Беларусь (2016), Албания (2017) и Бельгия (2018), и это лишь некоторые из них. Более 20 европейских стран прекратили вещание в диапазоне AM. На всем континенте остаются активными менее 100 радиостанций в АМ.

Несмотря на это, АМ все еще сопротивляется вопреки всему в таких странах, как Эстония, Греция, Венгрия, Польша, Португалия, Румыния и Испания, среди прочих. Однако многие крупные вещательные компании, все еще полагающиеся на эту технологию, часто снижают мощность вещания, не получая жалоб от аудитории. Это серьезный сигнал о том, каким может быть будущее.

Множество причин

Если до 1980-х годов АМ был доминирующим способом радиовещания для европейцев, то теперь аудитория постепенно переходит на другие платформы. Возьмем пример Испании: в 1985 году по количеству ежедневных слушателей AM был оставлен позади FM, в 2013 году - онлайн-радио, а в 2021 году - радио через [цифровое] ТВ. В настоящее время его ежедневно слушают полмиллиона человек, причем часто на неисключительной основе. Это составляет всего 1,2% населения старше 13 лет. Неудивительно, что средний возраст аудитории AM старше, чем в случае других платформ.

Еще одна причина такого спада заключается в том, что, за исключением Великобритании, в большинстве стран в АМ транслировалась та же программа, что и в FM. Таким образом, АМ не отличался ни оригинальностью, ни привлекательностью для аудитории, поскольку FM и цифровые платформы предлагают более разнообразный контент. Кроме того, качество звука в АМ-диапазоне хуже.

В этих условиях слушатели АМ продолжают пользоваться им либо в силу устоявшейся привычки, либо из-за отсутствия альтернатив, особенно в малонаселенных районах, где мало FM и цифровых радиостанций, если они вообще есть.

Даже если люди хотят слушать AM, им становится все труднее это делать, поскольку все меньше новых устройств оснащаются радиоприемником. Это происходит и в автомобилях, в основном электрических. Автопроизводители обвиняют в этом помехи, создаваемые другими компонентами автомобиля, которые можно устранить только путем добавления фильтров, что обходится слишком дорого.

Если и всего этого недостаточно, то, поскольку в АМ-вещании обычно используются мощные передатчики, счета за электроэнергию для такой сети обходятся вещателям значительно дороже, чем для FM и DAB/DAB+. По мере снижения охвата аудитории стоимость одного слушателя АМ-вещания возрастает до неприемлемого уровня.

Вишенкой на торте этого идеального шторма является растущая озабоченность по поводу углеродного следа AM-передатчиков.

Является ли это только европейским феноменом?

АМ-вещание по-прежнему играет важнейшую роль в тех регионах, где широкий охват дает ему конкурентное преимущество. Это объясняет, почему оно по-прежнему важно в таких странах, как Австралия, Аргентина, где крупнейшие звезды радиоэфира по-прежнему работают на АМ-станциях, и в США, где по состоянию на 31 марта было лицензировано 4427 АМ-станций. В стране ежемесячно насчитывается более 82 миллионов слушателей AM.

Но даже в этих случаях появляются сигналы, указывающие на неизбежный упадок АМ. В Аргентине, несмотря на популярность АМ-станций, нельзя закрывать глаза на снижающиеся рейтинги. В Австралии региональные станции за последние несколько лет перешли на FM, а в некоторых случаях вещание в АМ полностью прекратилось. В результате еженедельный охват АМ-радиостанций сократится с 30% в 2019 году до 23% в 2023 году.

В 2015 году Федеральная комиссия по связи США решила, что радиовещание заслуживает плана возрождения AM. Его главной целью было упростить изменение местоположения средневолновых передатчиков и позволить FM-станциям ретранслировать программы, выходящие на средних волнах. Таким образом, приоритетом было сохранение лицензиатов средневолнового вещания на рынке, а не повышение привлекательности средневолнового вещания как вещательной сети. В отличие от Европы, в США AM и FM предлагают разный контент, что сохраняет их отличительную особенность. В настоящее время борьба идет в Сенате, где был принят закон, требующий, чтобы все новые автомобили были оснащены AM-тюнером.

Хотя АМ по-прежнему важен во многих частях света, европейцы, похоже, не одиноки в своем отказе от этого диапазона после почти столетнего использования.

Источник: RedTech

  • Об авторе: Давид Фернандес Кихада - соучредитель и директор по исследованиям компании South 180

Компонент комментариев CComment