3 марта 1968 года: день, когда власти пришли за радиопиратами.

Трудно передать словами, насколько отличается способ, как мы слушаем музыку сегодня, в сравнении с тем, как это происходило в 60-е годы. Теперь почти каждая песня, когда бы то ни было записанная, доступна каждому, у кого есть подписка на Spotify, Tidal, или же просто на YouTube. Рекомендации формируются благодаря трендам TikTok и составленным алгоритмами плейлистам.

Стриминговое поколение невероятно далеко от еще свежих воспоминаний о покупке компакт-дисков в музыкальных магазинах с такими же фанатами, чьи вкусы роднят подборки музыкальных журналов, личных рекомендаций и открытие для себя нового CD.

Но даже это было бы слишком либерально по сравнению с музыкальным ландшафтом Великобритании начала 60-х. В течение десятилетия, когда музыкальные вкусы уже менялись, новая популярная музыка таких исполнителей, как The Beatles и The Rolling Stones, еще не была доступна через единственного законодателя музыкальной моды - радио.

Это вовсе не означало, что у людей не было желания слушать поп- и рок-музыку по радио. И вместо того, чтобы ждать, когда традиционные радиостанции изменят свой подход, предприимчивые меломаны того времени действовали. Они стали пиратами.

Когда я говорю пираты, я говорю буквально. Пиратское радио стало популярным в 60-х годах, когда радиодиджеи и ведущие выходили в плавание в международных водах неподалеку от Великобритании, чтобы транслировать в эфир понравившиеся им песни.

Одним из первых примеров пиратской радиостанции было Radio Luxembourg, которое с 1933 года запустило англоязычную службу из Люксембурга, чтобы обойти строгую монополию на лицензирование. Сегодня оно все еще вещает в Люксембурге.

Но первой настоящей британской пиратской радиостанцией было Radio Caroline. Радио Кэролайн, основанное ирландским бизнесменом Ронаном О'Рахилли и австралийским музыкальным издателем Аланом Кроуфордом, транслировалось с корабля у побережья Эссекса.

Радио Кэролайн задавало тренд в 60-е, и к 1967 году насчитывалось 10 различных пиратских радиостанций, которые ежедневно вещали на аудиторию до 15 миллионов человек. Как и на корабле MV Mi Amigo Кроуфорда, на борту Caroline находились самые яркие и лучшие таланты в музыкальном диджеинге, чтобы поделиться своими любимыми треками.

Пиратские радиостанции также стали известны своей шумной атмосферой и рок-н-ролльными вечеринками. Все шло хорошо и вполне себе в духе 60-х, пока в 1967 году в дверь не постучался закон.

Британское правительство приняло закон против пиратских радиостанций, сделав их вещание нелегальным. Этот шаг также заставил BBC запустить свою радиостанцию Radio 1, которая транслировала поп- и рок-музыку. Многие из ведущих Radio Caroline работали на Radio 1.

В каком-то смысле первоначальная цель пиратских радиостанций была достигнута: рок-музыка звучала на популярном коммерческом радио. Но с другой стороны, это был конец эпохи музыкальных фанатов-анархистов, которые контролировали каналы влияния на музыкальные вкусы публики.

3 марта 1968 года власти взяли на абордаж и захватили корабли Caroline и Mi Amigo и отбуксировали их в компанию, занимавшуюся подъемом затонувших судов в Нидерландах.

Хотя это могло стать концом пиратского радио в его изначальном виде, оно продолжается и по сей день. Оффшорные станции, возможно, стали незаконными, но пиратские радиостанции на суше продолжают множиться, поскольку любители музыки отказываются ждать разрешения на вещание. Запуск Dread Broadcasting Corporation (DBC) в 1980 году ознаменовал собой появление первой британской радиостанции, принадлежащей чернокожим, которая играла музыку для чернокожего сообщества Лондона.

Radio Caroline вещает и по сей день. История тех дней до рейда 1968 года была экранизирована в фильме Ричарда Кертиса 2009 года «The Boat that Rocked».

Источник: Евроньюс.Культура

  • Об авторе: Джонни Валфис, Евроньюс.Культура

Компонент комментариев CComment